Актер театра и кино, живописец, скульптор, декоратор - он ставил спектакли, сочинял сказки для детей и сам стал легендой. Все, с кем работал Маре, отмечали его скромность, такт и профессионализм. До последних дней он оставался творчески активным художником. Умер от сердечного приступа всего месяц не дожив до своего 85-и летия.
ВЫДУМЩИК ЖАННО Альфред Виллен-Маре ушел на войну, когда младшему из двух сыновей не было и года. В 1918 родители развелись и семья-бабушка,ее сестра, и Анриетт с двумя мальчиками покинули Север Франции и переехали в Париж. Уже в 4 года Жан знал,что будет актером- бредил кинематографом-разыгрывал с куклами и солдатиками сюжеты навеяные приключенческими картинами с участием звезд немого кино - Пирл Уайт, Фэйрбэнкса, Мэри Пикфорд. Увлекался мифами и себя представлял богом, из прихоти притворяющимся человеческим ребенком. Воображение его было романтичным и буйным . Мог заплакать навзрыд, наблюдая себя со стороны и удивляясь своим слезам. ПЕРВЫЙ УЧЕНИК Дома, окруженный любовью многих женщин Жанно прятал свои недостатки - очень хотел нравиться. В школе по этой же причине безобразничал, чтоб избежать положения пай-мальчика и не потерять авторитета у приятелей. Выдавал себя за отпрыска знатного рода, приворовывал и был мастером жестоких шуточек. Ради успеха у сверстников ,побеждая страх, лазил в самые темные закутки и ходил по крышам. Когда Жану прописали очки отказался их носить из за боязни насмешек (по этой же причине позже перестал врать). Попав в церковную школу стал прилежно учиться с той же жаждой первенства, с какой прежде хулиганил в интернате. ОСТАВИЛ КАРТОЧКУ СВОЮВ 15 лет бросил школу и устроился в радиомастерскую. Подрабатывал на заводе "Патэ", на полях для гольфа, вскоре стал учеником фотографа. Во время съемок в женской тюрьме случайно узнал где пропадала во время долгих отлучек его нежно любимая мать - Анриетт сидела за воровство- страдала клептоманией (она прихватывала безделушки в магазинах даже тогда, когда сын стал знаменит и вполне ее обеспечивал).А в то время юноша рассылал свои фото на все киностудии- надеялся на небольшую роль. Отправился на прослушивание- выспренно читал романтические поэмы. Вместо одобрения однажды услышал от педагога - "Вам надо лечиться, Вы истерик". Три раза молодой Маре безуспешно пытался поступить на актерское отделение Парижской Консерватории. Наконец был принят на курсы Шарля Дюллена. Появился на экране в первой эпизодной роли. Вышел на сцену в массовке. А затем был взят под опеку знаменитым поэтом и режиссером Жаном Кокто. ДВА ЖАНАМаре и Кокто познакомились в Испании в 1937 году - юный красавец и сорокалетний сухопарый эстет, сжигаемый страстью к опиуму. Они стали творческим тандемом, учеником и учителем, парой не скрывающей своих отношений. За намеки на их связь Жан не раз давал острякам зуботычины.
"Мы так близки, что в этом есть искусство". Их любовная переписка в стихах вошла в антологию мировой поэзии , а фильмы и спектакли поставленные Кокто для Маре- в сокровищницу французской культуры. День их встречи Жан назвал вторым днем рождения . Мелодрама "Вечное возвращение" на сюжет "Тристана и Изольды" (по сценарию Кокто) в одночасье сделала скромного статиста кумиром всей Франции. Малоопытный, но пластически выразительный актер стал послушным материалом в руках мэтра, находкой для драматурга и режиссера тяготевшего к поэтическому переосмыслению античных мифов и старинных легенд. Когда Кокто в 1963 году умер Маре признался "Теперь я буду только делать вид, что живу".КРЕСТ И ПОДМОСТКИ Жан воевал в начале войны и в самом ее конце (умудряясь участвовать в киносъемках) был радистом и шофером. Однажды, поленившись вылезти из машины во время очередной бомбежки, схлопотал "Крест за храбрость". Оказывается вышел приказ водителям не покидать транспорт во время налета.. Жан был искренне смущен этой наградой - искал случая проявить настоящий героизм, но такового не представилось. После войны слава Маре-кинозвезды поугасла - пришли времена других героев. Жан ничуть не огорчился он увлеченно работал в театре, спал, порой, не более двух часов в сутки. В 1949 году дебютировал в "Комеди Франсэз" в роли Нерона. Снимал комнату напротив театра, а репетируя Цезаря в пьессе Бернарда Шоу переодевался в гримуборной великой Сары Бернар. Его игрой в трагедиях Шекспира восхищался весь Париж. Маре некогда забавлявший критиков своей "статичностью и внутренней пустотой" в образе Короля Лира поразил самого Лоуренса Оливье. Правда, это случилось несколько позже.И РИСКОВАЛ, И РИСОВАЛ Фехтовать Маре научился еще в школе. Верховую езду освоил за две недели, когда снимался в Италии в картине Кристиан-Жака " Кармен" (1945). Как то во время циркового предсталения в честь звезд экрана Жан под самым куполом легко повторил опасный номер клоуна-акробата, чем привлек внимание режиссера Андре Юнебеля - постановщика приключенческих и комедийных фильмов. Тогда, в начале 60-х Юнебель искал актера в хорошей физической форме и нашел , что Жана с его шармом галантного кавалера и неподдельной отвагой, ему сам Бог послал. Вместе Юнебель и Маре сделали несколько картин, отмеченных специальной наградой за вклад в киноискусство для юношества. Состоялось второе пришествие актера на экран- герой-любовник 40-х преобразился в рыцаря жанра "плаща и шпаги" Все эти фильмы шли в наших кинотеатрах ("Горбун", "Капитан","Тайны Бургундского двора", "Парижские тайны" и , конечно, незабвенный "Фантомас"). Не лишним будет напомнить, что только в сценах опасных автомобильных погонь, Маре заменяли дублером (и другом актера) Жилем Деламаром, остальные трюки Жан всегда выполнял сам, порой получая синяки и травмы. Рисовал Маре с десяти лет. Еще раньше придумывал и конструировал декорации для своих детских театральных импровизаций. Юношей. работая у фотографа приглядывался. ,как хозяин писал маслом. Вскоре и сам взялся за кисть. Пройдут годы и Пабло Пикассо, увидевший картины зрелого Маре скажет, что с таким талантом живописца нечего делать на "каких-то там киносъемках". Жан не только рисовал и писал картины. Он создавал эскизы костюмов для спектакля в театре "Буфф Паризьен", директором которого был какое-то время. Среди прочих работ Маре- художника много портретов Кокто. В 1964 году Жан записал пластинку с песнями на стихи своего друга и учителя. Через 12 лет в парижской "Галери Просцениум" открылась выставка скульптурных произведений знаменитого актера, вышла книга его воспоминаний, а вскоре и сборник сказок . Автор иллюстраций к сказкам- все тот же, многогранный Жан Маре. . РАЗВЛЕЧЕНИЯ СТАРИКА Серж-приемный сын Жана Маре жил отдельно. Видимо стеснялся слухов о сексуальной ориентации человека, принявшего живое участие в его судьбе. Овчарка по кличке Гюго заняла место любимого пса Мулука, найденного Жаном на одной из военных дорог, и давно умершего. С годами Маре все меньше снимался в кино. Перебрался из Граса в окресности живописных Канн. Теперь Маре жил неподалеку от усадьбы Пабло Пикассо, в Валлорисе, в скромном доме, который он называл "Внутренний двор". В этих краях Жан встретил своих последних в жизни настоящих друзей Джо и Нини Паскали. Он снова писал картины, занялся изготовлением оригинальных ваз и статуэток, на которые ставил изящный автограф. Эти работы с удовольствием раскупали туристы. Старость подступала медленно, но неотвратимо, былые травмы донимали седого, как лунь, рыцаря экрана. Жан Маре умер 8 ноября 1998 года от сердечного приступа. Он никогда не жаловался на старость и одиночество - называл себя "стариком, который развлекается". Говорил, с улыбкой и светом в глазах, что всегда живет сегодняшним днем и в этом один из его рецептов счастья. Их у Жанно, как и талантов, было много.Он был последним из уходившего поколения великих актеров французского кино. Но остались зрители, которые не забывают великолепных в своем благородстве, героев Маре, которым нет дела до подробностей личной жизни Художника. Для преданных и верных он всегда будет Принцем Обаяния.
ВЫДУМЩИК ЖАННО Альфред Виллен-Маре ушел на войну, когда младшему из двух сыновей не было и года. В 1918 родители развелись и семья-бабушка,ее сестра, и Анриетт с двумя мальчиками покинули Север Франции и переехали в Париж. Уже в 4 года Жан знал,что будет актером- бредил кинематографом-разыгрывал с куклами и солдатиками сюжеты навеяные приключенческими картинами с участием звезд немого кино - Пирл Уайт, Фэйрбэнкса, Мэри Пикфорд. Увлекался мифами и себя представлял богом, из прихоти притворяющимся человеческим ребенком. Воображение его было романтичным и буйным . Мог заплакать навзрыд, наблюдая себя со стороны и удивляясь своим слезам. ПЕРВЫЙ УЧЕНИК Дома, окруженный любовью многих женщин Жанно прятал свои недостатки - очень хотел нравиться. В школе по этой же причине безобразничал, чтоб избежать положения пай-мальчика и не потерять авторитета у приятелей. Выдавал себя за отпрыска знатного рода, приворовывал и был мастером жестоких шуточек. Ради успеха у сверстников ,побеждая страх, лазил в самые темные закутки и ходил по крышам. Когда Жану прописали очки отказался их носить из за боязни насмешек (по этой же причине позже перестал врать). Попав в церковную школу стал прилежно учиться с той же жаждой первенства, с какой прежде хулиганил в интернате. ОСТАВИЛ КАРТОЧКУ СВОЮВ 15 лет бросил школу и устроился в радиомастерскую. Подрабатывал на заводе "Патэ", на полях для гольфа, вскоре стал учеником фотографа. Во время съемок в женской тюрьме случайно узнал где пропадала во время долгих отлучек его нежно любимая мать - Анриетт сидела за воровство- страдала клептоманией (она прихватывала безделушки в магазинах даже тогда, когда сын стал знаменит и вполне ее обеспечивал).А в то время юноша рассылал свои фото на все киностудии- надеялся на небольшую роль. Отправился на прослушивание- выспренно читал романтические поэмы. Вместо одобрения однажды услышал от педагога - "Вам надо лечиться, Вы истерик". Три раза молодой Маре безуспешно пытался поступить на актерское отделение Парижской Консерватории. Наконец был принят на курсы Шарля Дюллена. Появился на экране в первой эпизодной роли. Вышел на сцену в массовке. А затем был взят под опеку знаменитым поэтом и режиссером Жаном Кокто. ДВА ЖАНАМаре и Кокто познакомились в Испании в 1937 году - юный красавец и сорокалетний сухопарый эстет, сжигаемый страстью к опиуму. Они стали творческим тандемом, учеником и учителем, парой не скрывающей своих отношений. За намеки на их связь Жан не раз давал острякам зуботычины.
"Мы так близки, что в этом есть искусство". Их любовная переписка в стихах вошла в антологию мировой поэзии , а фильмы и спектакли поставленные Кокто для Маре- в сокровищницу французской культуры. День их встречи Жан назвал вторым днем рождения . Мелодрама "Вечное возвращение" на сюжет "Тристана и Изольды" (по сценарию Кокто) в одночасье сделала скромного статиста кумиром всей Франции. Малоопытный, но пластически выразительный актер стал послушным материалом в руках мэтра, находкой для драматурга и режиссера тяготевшего к поэтическому переосмыслению античных мифов и старинных легенд. Когда Кокто в 1963 году умер Маре признался "Теперь я буду только делать вид, что живу".КРЕСТ И ПОДМОСТКИ Жан воевал в начале войны и в самом ее конце (умудряясь участвовать в киносъемках) был радистом и шофером. Однажды, поленившись вылезти из машины во время очередной бомбежки, схлопотал "Крест за храбрость". Оказывается вышел приказ водителям не покидать транспорт во время налета.. Жан был искренне смущен этой наградой - искал случая проявить настоящий героизм, но такового не представилось. После войны слава Маре-кинозвезды поугасла - пришли времена других героев. Жан ничуть не огорчился он увлеченно работал в театре, спал, порой, не более двух часов в сутки. В 1949 году дебютировал в "Комеди Франсэз" в роли Нерона. Снимал комнату напротив театра, а репетируя Цезаря в пьессе Бернарда Шоу переодевался в гримуборной великой Сары Бернар. Его игрой в трагедиях Шекспира восхищался весь Париж. Маре некогда забавлявший критиков своей "статичностью и внутренней пустотой" в образе Короля Лира поразил самого Лоуренса Оливье. Правда, это случилось несколько позже.И РИСКОВАЛ, И РИСОВАЛ Фехтовать Маре научился еще в школе. Верховую езду освоил за две недели, когда снимался в Италии в картине Кристиан-Жака " Кармен" (1945). Как то во время циркового предсталения в честь звезд экрана Жан под самым куполом легко повторил опасный номер клоуна-акробата, чем привлек внимание режиссера Андре Юнебеля - постановщика приключенческих и комедийных фильмов. Тогда, в начале 60-х Юнебель искал актера в хорошей физической форме и нашел , что Жана с его шармом галантного кавалера и неподдельной отвагой, ему сам Бог послал. Вместе Юнебель и Маре сделали несколько картин, отмеченных специальной наградой за вклад в киноискусство для юношества. Состоялось второе пришествие актера на экран- герой-любовник 40-х преобразился в рыцаря жанра "плаща и шпаги" Все эти фильмы шли в наших кинотеатрах ("Горбун", "Капитан","Тайны Бургундского двора", "Парижские тайны" и , конечно, незабвенный "Фантомас"). Не лишним будет напомнить, что только в сценах опасных автомобильных погонь, Маре заменяли дублером (и другом актера) Жилем Деламаром, остальные трюки Жан всегда выполнял сам, порой получая синяки и травмы. Рисовал Маре с десяти лет. Еще раньше придумывал и конструировал декорации для своих детских театральных импровизаций. Юношей. работая у фотографа приглядывался. ,как хозяин писал маслом. Вскоре и сам взялся за кисть. Пройдут годы и Пабло Пикассо, увидевший картины зрелого Маре скажет, что с таким талантом живописца нечего делать на "каких-то там киносъемках". Жан не только рисовал и писал картины. Он создавал эскизы костюмов для спектакля в театре "Буфф Паризьен", директором которого был какое-то время. Среди прочих работ Маре- художника много портретов Кокто. В 1964 году Жан записал пластинку с песнями на стихи своего друга и учителя. Через 12 лет в парижской "Галери Просцениум" открылась выставка скульптурных произведений знаменитого актера, вышла книга его воспоминаний, а вскоре и сборник сказок . Автор иллюстраций к сказкам- все тот же, многогранный Жан Маре. . РАЗВЛЕЧЕНИЯ СТАРИКА Серж-приемный сын Жана Маре жил отдельно. Видимо стеснялся слухов о сексуальной ориентации человека, принявшего живое участие в его судьбе. Овчарка по кличке Гюго заняла место любимого пса Мулука, найденного Жаном на одной из военных дорог, и давно умершего. С годами Маре все меньше снимался в кино. Перебрался из Граса в окресности живописных Канн. Теперь Маре жил неподалеку от усадьбы Пабло Пикассо, в Валлорисе, в скромном доме, который он называл "Внутренний двор". В этих краях Жан встретил своих последних в жизни настоящих друзей Джо и Нини Паскали. Он снова писал картины, занялся изготовлением оригинальных ваз и статуэток, на которые ставил изящный автограф. Эти работы с удовольствием раскупали туристы. Старость подступала медленно, но неотвратимо, былые травмы донимали седого, как лунь, рыцаря экрана. Жан Маре умер 8 ноября 1998 года от сердечного приступа. Он никогда не жаловался на старость и одиночество - называл себя "стариком, который развлекается". Говорил, с улыбкой и светом в глазах, что всегда живет сегодняшним днем и в этом один из его рецептов счастья. Их у Жанно, как и талантов, было много.Он был последним из уходившего поколения великих актеров французского кино. Но остались зрители, которые не забывают великолепных в своем благородстве, героев Маре, которым нет дела до подробностей личной жизни Художника. Для преданных и верных он всегда будет Принцем Обаяния.
О французском актере, художнике, скульпторе, каскадере и писателе Жане Маре можно писать только в превосходных степенях. Когда-то фильмы с его участием не сходили с экранов ТВ и кинотеатров. Граф Монте-Кристо, отважный Капитан, загадочный Орфей, героический Д'Артаньян, ну и конечно же Фантомас - это далеко не полный список ролей Жана Маре, сыгравшего в более чем 70-ти фильмах. Он считал, что прожил счастливую жизнь и это так. Вся его жизнь - это искусство и... любовь.
"Я - лентяй, и никогда этого от себя не скрывал. Все, что меня не забавляет, кажется мне смертельно скучным, а игра, насколько мне известно, не требует особых усилий - поэтому я всегда играл. Я играю в театре, в кино точно так же, как я играю, когда рисую, пишу картины, леплю, занимаюсь постановкой спектаклей, создаю декорации. Я играю до изнеможения то в актера, то в гончара. Я играю сам с собой, против самого себя, будучи одновременно ребенком, взрослым, стариком..."
Жан Маре
Актер Жан-Альфред Виллэн-Маре
Любовь к искусству и любовь к одному всего лишь человеку, память о котором Жан Маре хранил всю оставшуюся жизнь. Жан Кокто открыл нам Жана Маре, сделал его актером и легендой французского кино. Интриги женской любви обошли Маре стороной, может быть поэтому на экране мы видим ту самую идеальную любовь, о которой так мечтает каждая женщина... В газете "Коммерсантъ" за 1998 год 13 ноября была опубликована статья-некролог "Жанно", в память о скончавшемся 9 ноября 1998 года актере Жане Маре. Взвешенная и грустная, она рассказывает о жизни Артиста, ну а подборка красивых фотографий позволит нам просто немного поностальгировать о том времени, когда Жан Маре был нашим кумиром и мы могли видеть его на наших экранах...
Недоучка
Жан-Альфред Виллэн-Маре (таково его полное имя) родился в 13 часов 00 минут 11 декабря 1913 года в Шербуре (Франция). Впрочем, насчет точного времени есть некоторые сомнения, поскольку известно оно со слов матери Маре, а она была, как признавался Жан, "профессиональной лгуньей". Он не любил рассказывать о ней и лишь за несколько лет до смерти разоткровенничался. Вот что он вспоминал: "Она постоянно выдавала себя за другого человека: у меня были фальшивые родственники, фальшивые адреса. Отец, наверное, тоже был фальшивым."
Жан Маре в юности
С отцом — это, конечно, шутка. Хотя известно про него лишь то, что по профессии он был врачом. Также известно, что, когда Жану было четыре года, он без спроса забрался верхом на отцовскую лошадь, за что получил пощечину. Мать, узнав об этом, заявила, что не намерена больше жить с таким мужем, забрала двух сыновей (младшего звали Анри) и переехала в пригород Парижа.
Чтобы прокормить семью, мадам Маре в основном занималась мелким мошенничеством. Ее нередко арестовывали, и Жан ходил к матери на свидания в полицейский участок и тюрьму. Он постоянно убеждал мать, что не надо больше нарушать закон, и в конце концов ему это удалось.
О "педагогических" методах своей матери Маре говорил так: "Когда я был ребенком, она всегда говорила мне, что я некрасив. Я же не находил свою внешность такой уж дурной, но с тех пор красивым себя тоже не считаю".
И все же кое-какие черты ее характера перешли к Жану по наследству. Например, независимость и уверенность в себе. "Для меня нет никакой другой морали, кроме моей собственной, ей я и следую" — это его слова. Или: "Мне начхать на последствия".
Надоело 16-летнему Жану учиться в школе — бросил. Не приняли два раза подряд в театральное училище — начхать. Жан решил, что не будет актером, а станет художником. И устроился работать в фотоателье помощником фотографа, а в свободное время рисовал.
Чтобы прокормить семью, мадам Маре в основном занималась мелким мошенничеством. Ее нередко арестовывали, и Жан ходил к матери на свидания в полицейский участок и тюрьму. Он постоянно убеждал мать, что не надо больше нарушать закон, и в конце концов ему это удалось.
О "педагогических" методах своей матери Маре говорил так: "Когда я был ребенком, она всегда говорила мне, что я некрасив. Я же не находил свою внешность такой уж дурной, но с тех пор красивым себя тоже не считаю".
И все же кое-какие черты ее характера перешли к Жану по наследству. Например, независимость и уверенность в себе. "Для меня нет никакой другой морали, кроме моей собственной, ей я и следую" — это его слова. Или: "Мне начхать на последствия".
Надоело 16-летнему Жану учиться в школе — бросил. Не приняли два раза подряд в театральное училище — начхать. Жан решил, что не будет актером, а станет художником. И устроился работать в фотоателье помощником фотографа, а в свободное время рисовал.
Жан Маре - первые кинопробы
Первую его картину купил кинорежиссер Марсель Лербье (много лет спустя он сознается, что картина была, на его вкус, бездарной, а приобрел он ее из вежливости — чтобы не обижать хорошего человека). Вскоре тот же Лербье предложил Жану сняться в эпизодической роли в фильме "Ястреб". Кроме того, в титрах этого фильма Маре записан также как ассистент режиссера. Это произошло в 1933 году. Вскоре Маре попал и на театральную сцену — в театр Шарля Дюлена. В мемуарной литературе принято писать, что он играл там "элегантные роли". А если быть ближе к истине — элегантно говорил "кушать подано".
Затем были еще мелкие роли в не самых популярных кинокартинах. Но решающим в судьбе Маре стал 1937 год.
Жан плюс Жан
Затем были еще мелкие роли в не самых популярных кинокартинах. Но решающим в судьбе Маре стал 1937 год.
Жан плюс Жан
Мало кого удивляет, если популярный актер кино, тем более герой-любовник, за свою жизнь меняет нескольких жен, а уж любовницы просто не поддаются исчислению. Жан Маре в этом смысле является исключением. У него в жизни была одна любовь, и он всегда был верен одному человеку, а потом — его памяти. Этого человека звали Жан Кокто.
Жан Маре и Жан Кокто
Жан Маре и Жан Кокто 1939
В 1937 году уже известный к тому времени художник-сюрреалист Жан Кокто решил поставить в одном из частных парижских театров пьесу "Царь Эдип". Позже Маре вспоминал: "Я был приглашен почти случайно. Спектакли проходили неспокойно, публика свистела, а я бросал ей взгляды, полные ненависти. Я пытался устоять перед ее натиском. Кокто заметил мою смелость и был мне за нее благодарен. Встреча с этим человеком стала для меня вторым рождением".
Вскоре Кокто признался: "Это катастрофа. Я в тебя влюбился". Страсть была взаимной. Они стали любовниками и оставались ими до смерти Кокто в 1963 году. На улицах Ниццы мальчишки бросались камнями в эту парочку. Маре это не волновало.
Жан Кокто рисовал портреты Маре, посвящал ему стихи, писал сценарии, ставил пьесы и снимал кинофильмы для него. Именно он сделал Жана Маре звездой.
Вскоре Кокто признался: "Это катастрофа. Я в тебя влюбился". Страсть была взаимной. Они стали любовниками и оставались ими до смерти Кокто в 1963 году. На улицах Ниццы мальчишки бросались камнями в эту парочку. Маре это не волновало.
Жан Кокто рисовал портреты Маре, посвящал ему стихи, писал сценарии, ставил пьесы и снимал кинофильмы для него. Именно он сделал Жана Маре звездой.
Жан Маре
После "Царя Эдипа" Маре сыграл еще в пяти пьесах Кокто: "Рыцари круглого стола", "Двуглавый орел", "Адская машина", "Ужасные родители", "Вакх". Первые две с успехом шли на сцене знаменитого театра "Комеди Франсез", в труппу которого Жан Маре был принят в 1941 году.
Жан Маре во время гримирования
Жан Маре в фильме "Красавица и чудовище" 1946
Но настоящая известность пришла к Маре с выходом на экраны в 1946 году фильма Кокто "Красавица и чудовище". Жан Маре сыграл Чудовище, Принца и еще одну эпизодическую роль. На следующий год Кокто снимает киноверсию "Двуглавого орла". Снова успех. Затем экранизация "Ужасных родителей" — и опять успех.
Жан Маре в фильме "Орфей" 1949
Следующий год, фильм "Орфей" — и его публика принимает на "ура".
После этого Маре начинает "выходить" из-под Кокто-режиссера, что не мешает двоим оставаться любящими и любимыми людьми. И хотя многие гениальные идеи подает по-прежнему Кокто и даже снимает в 1960 году своего любимого Жанно в фильме "Евангелие от Орфея", Маре превращается из "талантливого протеже" в легенду французского кино.
После этого Маре начинает "выходить" из-под Кокто-режиссера, что не мешает двоим оставаться любящими и любимыми людьми. И хотя многие гениальные идеи подает по-прежнему Кокто и даже снимает в 1960 году своего любимого Жанно в фильме "Евангелие от Орфея", Маре превращается из "талантливого протеже" в легенду французского кино.
Жан Маре и его любмицы
Король, граф, капитан
Король, граф, капитан
В пятидесятых годах Жан Маре снимается в двух-трех фильмах ежегодно, обычно в главной роли. В 1952 году в фильме "Мадам Любовь" он играет роль Жана Маре — самого себя. Он работает с Висконти, Ренуаром, Гансом.
Хотя для советского зрителя (а особенно зрительницы) первым во всех смыслах этого слова фильмом Маре остается, разумеется, легендарный "Граф Монте-Кристо". Роль Эдмона Дантеса — классический образец того, какого Маре вслед за французскими кинозрителями полюбили во всем мире. Дворянин, красавец, жизнерадостный, прекрасно держится в седле и владеет шпагой.
Хотя для советского зрителя (а особенно зрительницы) первым во всех смыслах этого слова фильмом Маре остается, разумеется, легендарный "Граф Монте-Кристо". Роль Эдмона Дантеса — классический образец того, какого Маре вслед за французскими кинозрителями полюбили во всем мире. Дворянин, красавец, жизнерадостный, прекрасно держится в седле и владеет шпагой.
Жан Маре в фильме "Опасное сходство" 1948
Жан Маре в фильме "Тайна Майерлинга" 1948
Жан Маре в фильме "Кожаный нос" 1951
Жан Маре в фильме "Граф Монте-Кристо" 1954
Жан Маре в фильме "Горбун" 1959
Капитан Фракасс, просто Капитан, Д`Артаньян в "Железной маске". Это классика. Если по сценарию фильма герою Маре не полагалось особо размахивать шпагой и запрыгивать в седло, то полагалось быть как минимум графом. Граф де Монтолон ("Наполеон"), император ("Наполеон II"), наместник Римской Империи в Иудее ("Понтий Пилат").
Жан Маре в фильме "Капитан" 1960
Жан Маре в фильме "Парижские тайны" 1962
Жан Маре в фильме "Железная маска" 1962
А потом наступают шестидесятые. И в жизни Маре происходят печальные события. В 1963 году умирает Жан Кокто. Перед смертью он делает Маре необычный подарок — подает идею сняться в экранизации популярных комиксов о Фантомасе.
Успех "Фантомасов" был настолько очевиден создателям, что второй и третий фильмы запустили в производство до того, как первый вышел на экран. Трилогия о Фантомасе — "Фантомас", "Фантомас разбушевался" и "Фантомас снимает маску" (второй и третий фильмы имеют в оригинале другие названия, но то, как их называли в советском прокате, звучит привычнее) — это конец "эпохи Маре" в кино. После них Жан Маре стал появляться на экране лишь эпизодически.
Успех "Фантомасов" был настолько очевиден создателям, что второй и третий фильмы запустили в производство до того, как первый вышел на экран. Трилогия о Фантомасе — "Фантомас", "Фантомас разбушевался" и "Фантомас снимает маску" (второй и третий фильмы имеют в оригинале другие названия, но то, как их называли в советском прокате, звучит привычнее) — это конец "эпохи Маре" в кино. После них Жан Маре стал появляться на экране лишь эпизодически.
Жан Маре в фильме "Фантомас" 1965
Причина этого достаточно обыденна. "Мне не предлагали больше ничего, кроме приключенческих фильмов. Ловушка, которой я старательно избегал, захлопнулась. Я начал отказывать. А потом мне больше никто ничего уже не предлагал",— вспоминал Маре.
Жан Маре и Мишель Морган 1948
Он говорил мне, что хочет на мне жениться, но в то же время был влюблен в кого-то еще. Жан был великолепен, обаятелен, но иногда впадал в ужасный гнев. Играть с ним было удовольствием. Всегда все обсуждали. Никаких ссор, никакого соперничества. У него был священный огонь, у меня же не настолько. Он хотел уговорить меня играть на сцене, но я испытывала страх перед сценой. Позже мы играли с ним в "Священных чудовищах" и, каждый вечер встречаясь, радовались друг другу. Гастрольные поездки с ним были очарованием: вечерние прогулки, маленькие бистро... Я любила честность Жана Маре, его достоинство, его откровенность, его мужество. Он ничего не боялся. Он был способен даже применить силу. Он не отказывался признать себя гомосексуалистом, не делая из этого знамени. Да, я любила Жана Маре. Это была настоящая дружба
Мишель Морган о Жане Маре
Последние три десятилетия Маре прожил в тени своей славы. Зритель забыл, что существует Маре-человек, но продолжали наслаждаться игрой Маре-актера (в парижских видеосалонах можно насчитать до 70 наименований кассет с фильмами, в которых он снимался).
Жан Маре в последние годы жизни
Жан Маре в фильме "Ослиная шкура" 1970
Скульптуры и акварель Жана Маре
Незадолго до смерти его судьба сделала еще один зигзаг. Он вспомнил, что когда-то хотел быть не актером, а художником. И осуществил юношескую мечту. В 1995 году в Ницце состоялась его персональная выставка. Последний подарок "несправедливой" жизни.
Жан Маре на фестивале в Каннах 1996 год (за два года до смерти)
Надгробие на могиле Жана Маре на кладбище в Валлорисе
"Жизнь несправедлива. Мне ничего от нее не доставалось, кроме самого лучшего",— сказал Жан Маре в своем последнем интервью.
Жан Маре и Жан Кокто
Моя ночь
Как часто по ночам сна рассыпалась груда.
В открывшийся проем я мог увидеть чудо:
Дитя мое, как он красив во сне!
О ком он грезит? Если б обо мне!
Стихи мои скользят к нему под дверь несмело,
Он, обнаженный, спит, и розовеет тело.
Куда ж уводит, сон, чреда твоих шагов?
За то, что я не сплю, благодарю богов.
В открывшийся проем я мог увидеть чудо:
Дитя мое, как он красив во сне!
О ком он грезит? Если б обо мне!
Стихи мои скользят к нему под дверь несмело,
Он, обнаженный, спит, и розовеет тело.
Куда ж уводит, сон, чреда твоих шагов?
За то, что я не сплю, благодарю богов.
Я выскользнул из пут коварных сновидений,
Свободен я теперь для стихотворных бдений.
Встаю, иду к столу, где чистые листы.
Прекрасное дитя, ты спишь, но где же ты?
А я, как часовой, - при звездах и в ненастье –
Я на посту стою и караулю счастье!
Свободен я теперь для стихотворных бдений.
Встаю, иду к столу, где чистые листы.
Прекрасное дитя, ты спишь, но где же ты?
А я, как часовой, - при звездах и в ненастье –
Я на посту стою и караулю счастье!
Но дьявол охладить старается любовь.
Чтоб высмеять ее, готов он вновь и вновь
Перемешать шутя и стрелы и мишени
И привести в твой сон неведомые тени...
Но что я говорю? Ты спишь и я любим.
Чтоб высмеять ее, готов он вновь и вновь
Перемешать шутя и стрелы и мишени
И привести в твой сон неведомые тени...
Но что я говорю? Ты спишь и я любим.
Как скряга я ношусь с сокровищем моим,
Чтобы излить толпе восторг и трепет пыла.
Из сердца моего, как кровь, текут чернила.
Любимый, спи, - актер, художник мой, герой,
Лишь я один – поэт и зритель верный твой.
Спи, мальчик. Твой Жанно всегда ночная птица,
И кровь моя должна к тебе под дверь струиться.
Чтобы излить толпе восторг и трепет пыла.
Из сердца моего, как кровь, текут чернила.
Любимый, спи, - актер, художник мой, герой,
Лишь я один – поэт и зритель верный твой.
Спи, мальчик. Твой Жанно всегда ночная птица,
И кровь моя должна к тебе под дверь струиться.
Жан Кокто
Комментариев нет:
Отправить комментарий