Исключительно одаренный обладающий, помимо этого, драгоценным
даром - умением, пользоваться своими способностями не только в театре, но и в
повседневной жизни, он оставлял впечатление человека, скользящего по
поверхности, которого ничто глубоко не трогает - ни хорошее, ни дурное…
Известная актриса, Мария Казарес, которая снималась с Жераром Филипом в «Пармской обителе», и была его хорошим другом довольно метко охарактеризовала своего знаменито друга: «Он был соблазнителем в самом широком понимании этого слова. Он слишком много слушает, что бы услышать сказанное, чем походил на учтивого ребенка, который стремится понравиться собеседнику. Он был одновременно слабым и необычайно сильным. Упрямым, суеверным, как все слабые люди, неустойчивым по характеру, темпераментным и впечатлительным. Так или иначе, он имел на вооружении огромную силу – способность расположить к себе людей. Своим, мягким, но чудодейственным очарованием Жерар мог добиться в тысячу раз большего, нежели властью, влиянием. Силу этого очарования он почувствовал, осознал и блестяще пользовался ею…
В нем были черты балованного ребенка, об этом немало говорили его современники. Слишком много говорили, и совсем недостаточно боролись. Создавалось впечатление, словно в нем жили два раздельных существа и одно из них ускользало от другого. Например, он отдавал себе отчет в том, что, сам того не желая, своим поведением часто обижал людей, к которым так хотел привязаться.
Жерар Филип родился в 1922 году в Канне в состоятельной семье. Отец Жерара разбогател на сомнительных сделках в родном Грасе. Влиятельный член фашистской лиги на Лазурном побережье, он воспринял приход к власти Народного фронта в 1936 году как катастрофу. Сыновей - старшего Жана и младшего Жерара - Марсель воспитывал жестко: малейшие проявления "слюнтяйства" подавлялись мгновенно. Однако большую часть времени отец отдавал заботам своего бизнеса, и мальчики находились в нежных и заботливых руках матери.
Мину, мать Жерара, сразу почувствовала особую природу сына. Она ощутила его хрупкость, слабое здоровье усиливало эту неблагоприятную картину. Также она поняла, что Жерару свойственна тяга к одиночеству, которая уже в детстве приводила его в укрытия, побуждала прятаться от брата и родителей, чтобы целыми часами наблюдать за морем. Уже тогда у него проявилось полезное качество – умение наблюдать…
Мать Жерара – чешка по национальности. От нее сын унаследовал глубокие выразительные глаза. Она обладала даром прорицания. Жерар рано понял, что эта способность матери может ему сильно навредить. Поэтому позже, во взрослом возрасте, он раз и навсегда запретил ей раскладывать на него карты. Но в течение всей жизни у него с мамой были особые отношения: Мину даже на расстоянии чувствовала его боль, а если он был рядом, умела утешить без слов, одним лишь взглядом. Она всегда относилась к Жерару, как к тяжело больному человеку, или как к тому, кто пришел в этот мир на короткий срок.
Жерар не сразу понял, что его судьба - быть актером, поэтому сначала было поступление в юридический институт, и только потом - частные театральные курсы и поездка в Париж. В 1942 году постановщик спектакля "Содом и Гоморра" Жан Жироду утвердил на роль Ангела никому не известного юнца - и не прогадал. После премьеры к молодому актеру пришли успех и имя.
В октябре 1943 он сдает экзамены в Консерваторию драматического искусства, чтобы по-настоящему изучать ту профессию, которую избрал для себя. Имеенно обучаясь в консерватории Жерар Филип понял, что переступая порог театра, он должен ему отдаться целиком.
Жак Сигур предложил Жерару роль Калигулы в пьесе Альбера Камю. Жерар мечтал получить роль кровавого римского тирана. Он ее не только получил - роль стала вершиной его юношеской карьеры. Уже в 1945 году Жерару Филипу рукоплескал Париж. Успех спектакля оказался огромным. Знаменитая Марлен Дитрих не могла сдержать эмоций и в итоге пошла за кулисы театре Жака Эберто к 22-летнему бенефицианту — представиться. Спектакль она смотрела уже несколько раз.
В октябре 1944 года отец Жерара был арестован за связь с нацистами. Однако к тому времени Жерар уже стал известным актером, у сына оказалось множество друзей и поклонников среди участников Сопротивления. С огромным трудом Жерар добился условного освобождения отца из-под ареста до суда. И все же французские власти вскоре вынесли Марселю Филипу короткий и безжалостный приговор - высшая мера. Осуждение состоялось заочно, но еще до вынесения приговора Марсель исчез. Ничего не сказав матери, Жерар помог отцу переехать в Испанию.
В 1944 году Жерар впервые снялся в фильме Ива Аллегре "Малютки с набережной цветов", а Жорж Лакомб в «Стране без звезд», где он сразу обворожил кинозрителей, которые хотели видеть его в новых картинах.
И Жорж Лампен снимает его в "Идиоте" (1946) по Достоевскому. Будучи актером театра, Жерар пришел в кино с некоторым недоверием. Однако с кино его примерил именно Достоевский.
В начале съемок «Идиота» Жерар продолжал играть по вечерам Калигулу, что требовало от него невероятной энергии. Как вспоминал сам Жерар тот период: «В течение дня в киностудии я был князем Мышкиным, вечером на сцене театра - Калигулой. Конечно это утомительно, но я был счастлив…. «Идиот» стал моей первой подлинной встречей с кино. Именно в этом фильме я впервые ощутил свою профессию актера».
Оценка, данная работе Жерара Филипа после выхода фильма на экраны была очень доброжелательной. «Он обладает даром» - пишут наперебой критики.
Деньги полученные за первые фильмы, дали Жерару независимое положение.Он переселяется в центр Парижа и снимает квартиру вместе со своим другом Жаком Сигуром.
Затем он принимает приглашение от режиссера Клода Отан – Лара приехать на пробы на роль Франсуа, молодого героя фильма «Дьявол во плоти». Жерар соглашается на роль. Фильм ждал оглушительный успех. На утро после премьеры фильма Жерар Филип проснулся знаменитым. Он стал «звездой». «Жерар Филип действительно, показал себя величайшим актером современного кино», писали о нем газеты. «Актер, осененный гением и на него можно возлагать большие надежды»…
В США «Дьявол во плоти» пользовался также большим успехом. Так слава Жерара Филипа перешагнула через океан. Голливуд сделал Филипу заманчивое финансовое предложение. От которого Жерар категорически отказался.
К 25-ти годам Жерар Филип уже завоевал себе положение. Три пьесы в Париже, три триумфа: «Садом и Гоморра», «Калигула» и «Федериго». За два года два фильма , сделавшие его «звездой» "Идиот" и «Дьявол во плоти». Жерар молод, красив. Однако силы его не беспредельны и еще после спектаклей «Каликула» он уезжает в Пиренеи на лечение. Там Жерар встретил Николь, ту которая вашла в его жизнь и после стала Анн Филип. Она респектабельная замужняя молодая дама, у нее растет сын. А Жерар Филип теряет голову, влюбляется. И хочет, что бы Николь принадлежала только ему. Николь вскоре уезжает с мужем в Азию. Филип не находит себе места.
В марте 1947 года Жерар Филип начинает сниматься у режиссера Кристиан -Жака в фильме «Пармская обитель». Это первый французский фильм, который делался полностью в Италии. Выражая свое восхищение образом Фабриция дель Донго, Филип не скрывал, однако, своего предпочтения князю Мышкину: Филип считал его более глубоким, более содержательным, менее показным и драматически более человеческим.
Мысли о Николь Фуркад не покидали его. Один из участников группы, снимавший фильм «Пармская обитель», рассказывает, что в каком-то из эпизодов Филип должен был воскликнуть, как этого требовал текст: «Разве моя вина в том, что я люблю Клелию», он же трижды за один день повторил во всеуслышание: «Разве моя вина в том, что я люблю Николь»…
Он хочет отдаться публике и остаться неразгаданным, жить для того чтобы играть и не сделать из своей жизни игру.
Возможно, его преследовала реплика, которую он произносил еще в «Калигуле» «Как же трудно, как же горько становиться мужчиной!»…
Присуждение Жерару Филипу премии за роль в фильме «Дьявол во плоти» на брюссельском кинофестивале произошло в то время, когда он все еще снимался в "Пармской обители" и это помешало ему лично получить награду. Удивительно, но это единственная его кинонаграда. Актер века больше не поощрялся никакими именитыми кинопремиями.
Съемки фильма были тяжелыми. Отношения между режиссером Кристианон-Жаком и Филипом сначала долго не ладились. Жерар стремился отстаивать свою точку зрения на роль. «Он менял свое отношение к людям, свое поведение без видимых причин, вдруг становясь откровенно неприятным», сетовал известный режиссер.
Все трюки Жерар хотел обязательно выполнить сам. Однажды делая первый дубль на спуске по канату, Жерар содрал всю кожу на ладонях, они сразу покрылись волдырями, но он и слова не сказал режиссеру и продолжил сниматься... Кристиан Жак резюмирует: «Он проявлял твердость характера как по отношению к самому себе, так и к другим, Он судил себя столь же безжалостно, как и других. Он не нуждался не в чьем снисхождении…».
В 1948 этапной для Филипа стала роль в фильме «Красота дьявола» Рене Клера. Его шевалье Анри, по словам Садуля, «подлинно современный герой, который борется за свободу и защищает ее».
Почти половину своих экранных работ Жерар Филип сыграл у четырёх режиссёров: Клода Отан-Лара, Кристиан-Жака, Рене Клера, Ива Аллегре. С каждым из них он сделал по три фильма. И хотя он работал и с такими мастерами, как Саша Гитри, Рене Клеман, Жюльен Дювивье и Луис Бунюэль, та «золотая дюжина картин», как её теперь именуют, — лучшее, что создал Филип в кинематографе.
В сентября 1948 года после двух поездок в Азию, Николь возвращается окончательно в Париж. В июне 1949 Жерар Филип представляет Николь как свою невесту.
Николь не красавица, но элегантна, рассудительна, спокойна. Она реалистка, старше его на пять лет, выглядит уверенной и самодостаточной. Ему хорошо с ней. Она разводится с мужем и 29 ноября 1951 года состоялось бракосочетание Жерара Филипа и Николь Фуркад. После свадьбы Николь, по просьбt Жерара, сменила имя на Анн. Жерар поселился с женой в трехэтажных апартаментах напротив Булонского леса. Где бы ни происходили съемки, везде повторялась одна и та же схема: отработав положенные часы на площадке, Жерар немедленно испарялся до следующего дня и спешил к своей Анн. Дружбы с членами съемочных групп актер никогда не заводил, строго соблюдая дистанцию в отношениях с людьми. В 1954 году у четы Филип рождается дочь Анн-Мари, в 1956-м - сын Оливье.
Более чем прохладный приём фильма Марселя Карне «Жюльетт, или Ключ к снам» на Каннском кинофестивале 1950 года Филипа совершенно не обескуражил. «Ещё придёт время, когда эту картину оценят по достоинству», — заявил актёр.
"Жерар Филип был не только хорош собой, - отмечал Морвин Лебек, театральный деятель и театровед, - он обладал удивительной пропорциональностью во всем и канонической отточенностью олицетворенной молодости, которой предназначены первые роли".
К 1951 по признанию самого Филипа, им овладел страх навсегда быть зачисленным в категорию «грустных романтиков». Бремя романтических героев стало тяготить Жерара, а ведь ему не было еще и 30-ти.
И тут к нему в руки попадает сценарий «Фанфана - Тюльпана», он проглатывает его на одном дыхание и горит желанием воплотить образ отважного и здорового героя. Режиссер фильма Кристиан - Жак, утвержает, что Жерар был Фанфаном и в повседневной жизни. И все же, вновь без видимой причины, на Жерара находила хандра. Кристиан Жак вспоминает такой случай. Шли съемки очередной погони, и где-то на пятом дубле, Жерар, вдруг, внезапно развернул коня, и со словами «С меня хватит» ускакал. Кристиан–Жак немедленно попросил пригласить дублера, и продолжил съемку. Через несколько минут Жерар прискакал обратно и продолжил съемку. Возможно, его дурное настроение прошло, возможно, что он почувствовал себя уязвленным заменой. Ясно, что не опасность его испугала. Это исключено. Наоборот, похоже, что опасность его к себе манила.
Известно, что почти все трюки он выполнял сам. Со зрителями Жерар делал то, что хотел. Свою волю он навязывал даже лошадям, на которых должен был ездить верхом во время съемок. Наблюдая за ним во время скачек, один из преподавателей верховой езды сказал: «Он настолько хороший актер, что заставляет коня поверить в свое мастерство наездника».
«Фанфан - Тюльпан» оказался подлинным праздником не только для Жерара, но и для зрителей. Успех был головокружительным. За несколько месяцев Жерар Филип стал Фанфаном от Парижа до Пекина, от Нью-Йорка и до Москвы. «Фильм с нашивками на мундирах и кавалькадами, с запахом пороха и фейерверком остроумия", писала «Монд» в те дни. Тень Фанфана, полного иронии и задора будет сопровождать Жерара на всех широтах.
Далее «Самурай весны», а именно такой титул дали в Японии Жерару Филипу снимается у Рене Клера в «Ночных красавицах», где вместе с ним снимается Джинна Лоллобриджида, его партнерша в «Фанфане–Тюльпане", затем у Ив Аллегре в «Горделивых» И в том же 1953 году в «Господине Рипуа» у Рене Клемана. Актерская работа в этой картине имели блестящий успех. Его герой — молодой соблазнитель, современный Тартюф. После съемок Рене Клеман сказал о Филипе: «Этот человек, излучающий нежность, имеет душу ребенка…».В 1948 году, Жан Вилар попросил Жерара Филипа сыграть Родриго в пьесе «Сид» в Авиньоне. Жерар отказался. И лишь к 1950 году в нем самом окрепло желание воплотить этот образ на сцене. Филип признавался, что Вилар помог понять ему пьесу Корнеля, так же как он помог понять ее и зрителю. Премьерные спектакли прошли на пятом Аваньонском фестивале в 1951 году. «Мне хотелось быть Сидом и по существу, и по форме. Я хочу сказать, что реплики Корнеля кажутся мне совершенно естественными для выражения того, что Сид должен сказать...» - так говорил Жерар о своей знаменитой театральной роле.
Перед премьерными спектаклями случилось несчастье. Репетируя первое действие «Сида» - он должен была покинуть сцену одним прыжком. Жерар забыл особенности авиньонской сцены и прыгнул в пустоту. Высота была больше двух метров. Он упал на спину. Лишь костюм Родриго с ватными накладками на рукавах и плечах, спас его от страшных травм. В вечер первого спектакля Жерара Филипа вынесли на сцену.
У все же это был фурор. Спектакль превратился в событие. Каждый раз зал был полным. На всех, кто видел спектакль, он производил потрясающее впечатление. Жан Вилар после премьеры спектакля заявил, что театр одержал самую выдающуюся победу: «Жерар играл замечательно. Он создал такой образ, что меня бросало в дрожь».
«Вот он, двадцатилетний Сид, красивый как Ахиллес, гордый, как Роланд, полный горения, живой и грациозный, героический и влюбленный. Стройный силуэт и тонкая талия Жерара Филипа напоминают полотна Мантеньи или Веласкеса. В его голосе слышится сила грома и взлет ласки, а лицо отражает порывы души…», - так писал известный театральный критик Роббер Кемп на следующее утро после премьеры «Сида».
Жерар сыграл этот спектакль 198 раз, но однажды пришел день, когда он сказал Вилару: «Извини Жан, я уже стар для этой роли». Жерару было 36 лет…
К 1954 году Клод Отан-Лора приступает к съемкам фильма по роману Стендаля «Красное и черное». Жерар страшился этой роли. Он боялся показаться старым в роли юного Жюльена Сореля. Ведь ему самому уже шел 32 год.
Пожалуй, ни в одной из его ролей не чувствовалась так актерская школа Вилара, как в Жюльене Сореле. Премьера «Красного и черного» Отана-Лара состоялась 29 октября 1954 года в Париже. Теперь зрители отождествляли Филипа с героем романа Стендаля. Фильм «Красное и чёрное» в 1955 году был удостоен премии Французского синдиката кинокритиков как лучший фильм года.
В 1955 году Жерар Филип снова снялся у Клера. На этот он сыграл армейского донжуана, очаровательного лейтенанта драгунского полка Армана де ла Верн в «Больших маневрах».
Интересы Филипа не замыкались на кино и театре. Он был активным членом французского Национального совета движения сторонников мира. Жерар ездил в парижскую колонию для несовершеннолетних правонарушителей, выходил на демонстрацию против войн в Индокитае и Корее, записывал тексты Карла Маркса на грампластинки для «Звуковой энциклопедии», заседал в Союзе актеров… «Что же было в Жераре такого, чего не было в других? И внезапно нужное слово возникает в моей голове: чистота, — писал тогда театральный критик, литератор Кристиан Мегре. — Действительность, судя по тому, что печатают каждое утро наши газеты, является жуткой, чтобы не сказать грязной. Жерар Филип обладал чистотой — добродетелью врожденной и тем более ценной, что ей не было места в нашей эпохе».
В 1956 году Жерар Филип приезжал в Москву, посетил Красную площадь, стадион "Динамо" где нанес первый удар по мячу в матче футбольных сборных СССР и Франции. Игра, как и полагается в таких случаях, закончилась мирной ничьей. Его встречали толпы поклонников. В книге Майи Плисецкой, есть выдержка из ее дневника, помеченная 25 октября: "Сегодня была у Лили Брик. К ним в гости пришел Жерар Филип с женой и Жорж Садуль. Все были очень милы и приветливы. Супруги высказали сожаление, что не видели меня на сцене, но я "утешила" их, подарив им свои фото с надписью (весьма плохие, хороших не было)…».
1959 год. Жерар снимается в фильме Луиса Буньюэля «Лихорадка ширится в Эль-Пао». Усталость накатывает неожиданно, но Жерар пытается не показывать слабости. Ему не нравится, как идут съемки. Временами в правом подреберье возникает острая боль. Тогда Жерар прячется в тень и прикладывает лед. Боль отступает, и он возвращается на площадку.
Все началось с фильма «Монпарнас, 19». В 1959 году один за другим выходят три фильма, в конце каждого из них мы видим смерть героев, которых играл Жерар – «Монпарнас, 19», «Опасные связи» и «Лихорадка приходит в Эль-Пао». Вслед за смертью экранных героев на сцену выходит смерть самого актера…
На лето 1960 года в ННТ намечалась постановка «Гамлета» с Жераром Филипом в главной роли, но трансформация Сида так и не состоялась. После съемок в Мексике летом 1959 года врачи заподозрили у Жерара Филипа абсцесс в печени. Во время операции стало ясно, что у него рак. Жена ничего не сказала Жерару об этом. Он не знал, что умирает.
Последней его работой на театральных подмостках стала роль Пердикана в спектакле «Любовью не шутят». Уходя со сцены, Пердикан говорил: «…Я на несколько футов поднялся к небу, вы на несколько дюймов опустились к могиле…».
«Пердикан умер. Он уснул и его одели в костюм Сида…», - так сказал Луи Арагон через несколько дней после ухода Жерара. Сид, Сорель, Модильяни, - все видели в нем героев, которых он играл, а не его самого. Но где заканчивался актер и начинался человек? Смог ли он сам побороть в себе ENFANT TERRIBLE или, наоборот, не нуждался ни в какой борьбе?
Промозглым утром 28 ноября 1959 года Жерар Филип «на несколько футов поднялся к небу». Его похоронила на кладбище Рематюэля без обряда и священника. Так хотела Анн. Друзья над его могилой говорили за него, отныне он сам был обречен на молчание.
Незадолго до смерти Жерар Филип писал Жан Вилару: «… Молодость уходит, мне нужно научиться стареть…». Он так и не научился, навечно оставшись молодым.
http://www.diletant.ru/articles/9568406/
С детства не могла оторвать глаз от игры Жерара Филипа. В нём нет нарциссизма,агрессивности и фальши. Идеальный романтический герой,навсегда оставшийся эталоном исполнения подобных ролей.
Ему могло бы быть 90,но по законам жанра идеальные герои не могут стареть и Жерару Филипу всегда останется 39.....
Комментариев нет:
Отправить комментарий